Основные виды франчайзинга
Франчайзинг делится на несколько основных видов, которые довольно сильно непохожи между собой. И самое первое, что вам необходимо, если вы вдруг захотите заняться франчайзингом – это разобраться в разнице между каждым из видов этого бизнеса. В этой статье приводятся лишь самые распространенные виды франчайзинга, которые используются сегодня в мире. Но даже они не универсальны и могут меняться в зависимости от условий договора между франчайзором и франчайзи.
Товарный франчайзинг. Довольно простая система, при которой франчайзор занимается производством товаров, которые затем распространяются через торговую сеть франчайзи. Также довольно часто франчайзи проводит еще и послепродажное обслуживание своих товаров – например, гарантийные ремонты.
Производственный франчайзинг. Есть фирма, которая обладает особым, запатентованным, очень часто тайным рецептом изготовления какого-либо товара – это франчайзор. Он передает своему франчайзи всю техническую документацию, а также непосредственно сам рецепт выпускаемого им товара и дает право самому выпускать этот товар под маркой франчайзора. Наиболее известной компанией, которая занимается франчайзингом этого типа является Coca-Cola.
Сервисный франчайзинг. Франчайзи получает право заниматься определенным бизнесом под торговой маркой франчайзора. Очень часто бывают случаи, когда таким образом одна компания выходит в новую сферу для бизнеса. Например, если компании по продажам одежды захотелось заняться производством этой самой одежды, она просто заключает договор по сервисному франчайзингу.
Франчайзинг бизнес. Один из самых распространенных и, в то же время комплексных видов франчайзинга. В этом случае франчайзор передает своему франчайзи все права на торговую марку, свою схему ведения бизнеса, организацию работы компании. Сам франчайзи при этом, можно сказать, сливается с франчайзором и начинает характеризоваться как единый элемент торговой сети, более того, устанавливает полный контроль над развитием франчайзи. Самый яркий пример такого франчайзинга – компания МакДональдс.
Конверсионный франчайзинг. Компания, обладающая известным товарным знаком (франчайзор), начинает брать под свою опеку более мелкие фирмы, которые задействованы в той же сфере бизнеса. С одной стороны это напоминает монополизацию. Но с другой каждая компания при этом обладает известной долей самостоятельности в своем развитии. И, более того, даже получает преимущество, за счет использования известной торговой марки.
Товарный франчайзинг. Довольно простая система, при которой франчайзор занимается производством товаров, которые затем распространяются через торговую сеть франчайзи. Также довольно часто франчайзи проводит еще и послепродажное обслуживание своих товаров – например, гарантийные ремонты.
Производственный франчайзинг. Есть фирма, которая обладает особым, запатентованным, очень часто тайным рецептом изготовления какого-либо товара – это франчайзор. Он передает своему франчайзи всю техническую документацию, а также непосредственно сам рецепт выпускаемого им товара и дает право самому выпускать этот товар под маркой франчайзора. Наиболее известной компанией, которая занимается франчайзингом этого типа является Coca-Cola.
Сервисный франчайзинг. Франчайзи получает право заниматься определенным бизнесом под торговой маркой франчайзора. Очень часто бывают случаи, когда таким образом одна компания выходит в новую сферу для бизнеса. Например, если компании по продажам одежды захотелось заняться производством этой самой одежды, она просто заключает договор по сервисному франчайзингу.
Франчайзинг бизнес. Один из самых распространенных и, в то же время комплексных видов франчайзинга. В этом случае франчайзор передает своему франчайзи все права на торговую марку, свою схему ведения бизнеса, организацию работы компании. Сам франчайзи при этом, можно сказать, сливается с франчайзором и начинает характеризоваться как единый элемент торговой сети, более того, устанавливает полный контроль над развитием франчайзи. Самый яркий пример такого франчайзинга – компания МакДональдс.
Конверсионный франчайзинг. Компания, обладающая известным товарным знаком (франчайзор), начинает брать под свою опеку более мелкие фирмы, которые задействованы в той же сфере бизнеса. С одной стороны это напоминает монополизацию. Но с другой каждая компания при этом обладает известной долей самостоятельности в своем развитии. И, более того, даже получает преимущество, за счет использования известной торговой марки.
Еще по теме: